Nameless One (nameless__one) wrote,
Nameless One
nameless__one

Британские заметки. Часть вторая.

Итак, продолжу свои не претендующие на объективность заметки о британском менталитете и образе жизни.

Из первой части некоторые могли заключить что я смотрю на окружающий меня социум через розовые очки. Дабы развеять это заблуждение - напишу о минусе.

Как многие минусы, этот - продолжение плюса. А именно - трепетного отношения к справедливости (fair play). Я не готов вдаваться в дискуссию, действительно ли чувство справедливости присуще британцам или им только нравится думать что оно присуще. Важным является то что это понятие занимает почётное место в пантеоне Britishness. Одним из проявлений чувства справедливости является презрение к queue-jumping - попыткам пролезть без очереди. Пытающиеся влезть без очереди - достойные презрения недочеловеки.

Казалось бы - что плохого в таком взгляде? А вот что - происходит некая аберрация мышления, которая из концепции "пытаться пролезть без очереди - плохо" выводит что "стояние в очереди - это доблесть" и "попытка сократить время своего стояния в очереди - это тоже плохо". В такой ситуации любая попытка указать что неэффективная организация процесса порождает долгое стояние в очереди воспринимается именно как queue-jumping со всеми негативными последствиями для "прыгуна".

Такие вещи легче пояснять на примерах. Несколько лет назад я был приглашёл на black-tie мероприятие (форма одежды - смокинг). Тогда у меня ещё не было своего смокинга и я пошёл в место где его можно было взять напрокат, а именно - магазин "Moss Bros" на Regent Street. Магазин не то чтобы шикарный, но вполне солидный. Отдел по выдаче смокингов находился в углу торгового зала и с точки зрения очереди был неплохо организован - отрывные бумажные номерки, сидячие места для ожидающих и световое табло с текущим обслуживаемым номером. Проблема была в том что весь процесс происходил невероятно медлено. Хотя число людей в очереди было относительно небольшим, тот факт что процедуру обмерки клиента и заполнение прокатной формы производил один человек приводил к тому что очередь растягивалась на пару часов. Сидящие в очереди спокойно ждали эту пару часов, при том что кругом шаталась куча работников магазина, способных существенно ускорить процесс хотя бы начав заполнять бумаги (не говоря уже о втором конвейере выдачи смокингов). Я вспомнил об этой ситуации пару месяцев спустя когда мой друг, приехавший в Лондон на длинный business-trip в связи с Нью-Йоркскими событиями сентября-2001 поносил окружающую действительность последними словами. Он возмущался "Ты представляешь, сегодня я стоял в очереди в химчистку и дама, принимавшая заказы, отвлеклась на несколько минут чтобы поговорить по телефону. На виду у всей очереди!!!!!!!!!!!!!!!!!! В NY такая ситуация совершенно невозможна." И ведь он был прав, чёрт побери :)

Худшие формы вышеописанная черта британского характера принимает в госучреждениях, имеющих дело с иностранцами (выдача визы в посольствах, паспортный контроль в аэропорту etc.). Процессы там могут быть организованы невероятно неэффективно (уж не знаю случайно или намеренно) при этом любые возражения со стороны "стояльцев" воспринимаются и комментируются в духе "эти чёртовы иностранцы не знают самых основ цивилизации - умения стоять в очереди и не задавать лишних вопросов."

PS вышеописанная черта была забавно обыграна в недавней экранизации "Путеводителя по Галатике".
Tags: thoughts
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments