Nameless One (nameless__one) wrote,
Nameless One
nameless__one

языкастое

Давненько уже собирался написать на эту тему. Собрался вот.

Когда люди спрашивают меня каким образом я учил английский, я честно отвечаю "Семь лет в школе, четыре года в институте - с абсолютно нулевым результатом. Потом год с преподавателем по два занятия в неделю один на один. Чего уже оказалось достаточным для получения работы в американской компании в Москве. Дальше пошло легче.". Так вот, касательно первой части этого ответа. Уже к концу школы у меня стало зарождаться смутное ощущение что с английским в школьной программе (да и вообще с иностранными языками) что-то не так. То есть вот по физике у меня была пятёрка и физику я ого-го как знал. А по английскому у меня тоже была пятёрка и даже под конец школы я не смог бы изъясняться в рамках фразы "I am the table". Хорошо, может быть физика не самый удачный пример конкретно в моём случае (олимпиадное прошлое etc.), но ведь и с другими предметами была та же ситуация. Да и наблюдение за одноклассниками подтверждало вывод - никакого реального обучения иностранному языку не происходило. Максимум - некое правило, объясняемое в течение урока помнится до конца этого урока. И всё. Детали контрольных/экзаменов я сейчас не помню, но создаётся ощущение что ответы там расставлялись чуть ли не наугад. Без особого влияния на уровень оценок. Кстати, сейчас мне было бы весьма любопытно поговорить с тогдашними нашими преподавателями английского - просто посмотреть какой у них был реальный уровень.

Воспоминания об английском в институте остались самые негативные. Главным образовательным инструментом была сдача так называемых "тысяч" (уж не помню слов или знаков), которые я переводил по одному слову в словаре - работа насколько изматывающая настолько и бессмысленная. К изучению языка это опять же имело весьма посредственное отношение.

Вопросов тут два. Первый - насколько мой субъективный опыт описывает массовое положение вещей? Сразу оговорюсь что речь идёт о советской эпохе (я закончил школу в 89-м) и об обычных школах (не языковых спец-).

Второй вопрос (более интересный) - почему? Мой тесть когда-то высказал идею что советская система образования и не ставила себе задачей научить подрастающее поколение "языку потенциального противника". В принципе, это похоже на правду, но тогда возникает ещё ряд вопросов. А не проще было бы исключить иностранный язык из школьной программы? И если идея "учить, не уча" действительно существовала, была ли она внятно сформулирована на том или ином уровне образовательно-партийной иерархии или это был просто полуподсознательный двоемысленный артефакт, сидящий в головах у всех участников процесса? Или возможно я строю теорию заговора на пустом месте и реальные трудности с обучением языку были просто связаны с недостаточной площадью соприкосновения с "иностранной цивилизацией"?

И ещё один связанный вопрос - а как с языками в нынешней Британии и США? Дети, изучающие иностранные языки в школе действительно могут говорить на них? Намеренно сужаю ситуацию до "изучение иностранных языков в англоязычной среде" потому как изучение английского в нынешней западной цивилизации - процесс, далеко выходящий за рамки школы.
Tags: thoughts
Subscribe

  • тёплое ламповое

    В 2008-м году моему сыну исполнилось пять лет. Жене тогда справедливо пришло в голову что в его физическом развитии может помочь какая-то конструкция…

  • The N word.

    Решил я тут заняться одним мелким персональным self-improvement проектом. Причём, в худших традициях, занялся им в формате New Year Resolutions.…

  • ковидные хроники

    Локдауноведение Первый (весна прошлого года) прошёл под девизом "flatten the curve". То бишь эпидемия всё равно прокатится, те кому суждено…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments

  • тёплое ламповое

    В 2008-м году моему сыну исполнилось пять лет. Жене тогда справедливо пришло в голову что в его физическом развитии может помочь какая-то конструкция…

  • The N word.

    Решил я тут заняться одним мелким персональным self-improvement проектом. Причём, в худших традициях, занялся им в формате New Year Resolutions.…

  • ковидные хроники

    Локдауноведение Первый (весна прошлого года) прошёл под девизом "flatten the curve". То бишь эпидемия всё равно прокатится, те кому суждено…